Новые направления сотрудничества

В рамках договора о сотрудничестве с ОБПОУ «Курский педагогический колледж» 24 ноября на базе нашей школы был проведён семинар-практикум по теме «Организация инклюзивного образования». Его участниками стали студенты 4 «В» группы специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и преподаватели колледжа. Программа семинара-практикума включала рассмотрение теоретических вопросов по теме семинара и практическую часть – посещение уроков и совместную творческую деятельность студентов колледжа и обучающихся 1-4 классов школы-интерната.
В первой части семинара выступила Марина Александровна Хмелевская, директор школы-интерната, которая осветила вопрос создания специальных условий при организации инклюзивного образования в условиях школы-интерната. Понятие инклюзии и принципы ее организации стали основными темами обсуждения. Марина Александровна обратила внимание на актуальность проблемы и необходимость организации инклюзивной среды в школе, поделилась опытом реализации проекта по реконструкции медицинского корпуса школы-интерната. Были обсуждены проблемы, с которыми могут столкнуться образовательные организации, при переходе к инклюзивному образованию, все «за» и «против».
Продолжением обсуждения стало рассмотрение особенностей организации процесса обучения и воспитания в инклюзивной образовательной среде. Выступление Натальи Владимировны Филимоновой, заместителя директора по УВР, коснулось принципов и особенностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, инклюзивно в «обычном» классе и в специально организованных классах. Были подняты темы методики преподавания, подготовки к учебным занятиям, методической грамотности педагога при разработке адаптированных образовательных программ, а также необходимости профессиональной подготовки и психологической готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Воспитательная работа с такими детьми была освещена в рамках новых направлений развития обучающихся и социальной реабилитации методами дополнительного образования.
Вторым этапом семинара-практикума стало посещение открытых уроков. Мы пригласили студентов в 1А класс (учитель В.А. Писаревская) на интегрированный урок обучения грамоте, во 2А класс (учитель Е.В. Войнова) на урок математики и в 3 А класс (учитель Л.Н. Гарбузова) на урок литературного чтения.
Для творческой совместной деятельности студенты педагогического колледжа подготовили материалы для создания флексагона. Флексагон – это уникальный сплав математики и оригами. Студенты сначала об этом рассказали, а затем и научили ребятишек изготавливать. Творческая деятельность вызвала интерес, много положительных эмоций у детей и взрослых, при этом принесла немалую пользу в развитии мелкой моторики, логического мышления и воображения.
В завершении семинара-практикума были подведены итоги, отмечены общие положительные результаты. Студенты и педагоги колледжа впервые познакомились с опытом работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Были сказаны добрые слова в адрес педагогов, так умело реализующих на практике инклюзивное образование. Было решено продолжать в дальнейшем подобные совместные семинары, укрепляя сотрудничество двух учебных заведений.
Н.В. Филимонова

Репортажи с уроков

Урок в 1 «А» проходил по теме «Звук [ч], буквы Ч, ч». Валентина Антоновна Писаревская выстроила урок в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, были показаны все этапы урока, обучающиеся формулировали тему, цель, оценивали свою деятельность при изучении нового материала. Отличительной особенностью стало включение в урок коррекционно-развивающих компонентов: пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения на примере скороговорок, тактильное изучение новой буквы с помощью гофрированной бумаги. Особенным для студентов стало включение ребенка с ОВЗ в общую работу, возможность парной и индивидуальной деятельности, психологическая поддержка, ориентация на успех, стимулирующая помощь.
При анализе урока студенты отметили мастерство учителя, темп урока, смену видов деятельности и активность обучающихся. Положительным моментом урока стала высокая организованность детей, несмотря на малый срок обучения в школе, что свидетельствует об успешной адаптации к условиям школы.
Н.В. Филимонова

Студенты и преподаватели посетили урок математики выпускницы Курского педагогического училища Елены Владимировны Войновой. Урок математики во 2А классе был посвящён теме «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания». Учитель не только делилась опытом, но и демонстрировала методику работы с детьми с ОВЗ, с нарушениями ОДА. Урок был выстроен методически верно, с учётом всех современных требований. Студенты увидели, как можно организовать и провести такие элементы урока, как актуализация знаний, целеполагание, мотивация к учебной деятельности, рефлексия.
Урок начался с мотивации к учебной деятельности. Елена Владимировна поприветствовала обучающихся, проверила их готовность к уроку и организовала беседу по вопросам: зачем нам нужна математика? важно ли уметь считать устно?
Дети кратко познакомились с основными фактами жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Рассказ о нём сопровождался показом слайдов и закончился всем известным изречением М.В.Ломоносова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Актуализации знаний учитель добивалась решением задач практического содержания, организовав работу в группах. Обучающиеся применяли приобретённые знания в ходе выполнения задания «Угадай результат».
С первого этапа урока учитель работала над формированием УУД:
– коммуникативных (дети учились оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, аргументировать своё мнение);
– познавательных (воспитание интереса к математике, к умственной деятельности);
– личностных (заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, стимулирование учебной мотивации, умение оценивать свои возможности на основе критерия успешности).
Дети работали индивидуально и группами, свободно общались и выражали своё мнение, доказывали и немного спорили. На уроке царила атмосфера взаимопонимания, сотрудничества и творчества. Учитель формировала не только умения действовать по предложенному алгоритму, но и способность к самостоятельным действиям.
В конце встречи при обсуждении урока студенты и преподаватели единодушно отметили, что учитель излучает добро и свет. Всех поразило насколько терпеливо и доброжелательно Елена Владимировна работала с каждым учеником.
Студенты впервые увидели детей с ОВЗ на уроке. Когда учитель уверенно взяла одного из них и помогла подойти к доске, то у многих присутствующих подкатился ком к горлу, признавались потом студенты. Но Владик твёрдо стоял у доски и решал задачу. На своё место он возвращался гордый и счастливый. Позже, когда во время групповой работы обучающиеся общались друг с другом, находили закономерности и решали примеры, стало ясно, что всем уютно и комфортно в этом классе.
Рассказывая кратко об особенностях работы в классе, Елена Владимировна отметила, что главное – это любовь к детям и к профессии. Учитель просто обязан окружить каждого своим вниманием и заботой. Это и есть тот самый личностно-ориентированный подход.
Т.Н. Щемелева

Урок литературного чтения, проведённый Людмилой Николаевной Гарбузовой, был ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Приветливость, доброжелательность педагога расположила детей к активной работе. В течение всего урока обучающиеся вели диалог с текстом: учились вдумчивому, осознанному чтению, умению озаглавливать текст по основной мысли, используя для этого пословицы. Прогнозируя содержание, ученики ставили к тексту вопросы, «примеряли» на себя ситуации и события, происходящие с литературными героями.
Организованная учителем работа в группе, парах сплачивала детей, воспитывала ответственность, самостоятельность, заставляла прислушиваться к партнёру по общению.
Присутствующих поразило, что учащиеся самостоятельно показали презентацию, используя возможности интерактивного обучения. Подготовленный ученик рассказал о Л.Н.Толстом.
Необычно обучающиеся оценили свои успехи и неуспехи на уроке, используя «Дерево достижений». Каждый повесил своё «яблочко» на яблоню, аргументируя свою деятельность.
А.А. Заплаткина

Школа №2