872 дня кошмара

Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре –
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнём и кровью пополам.
«Ленинградская поэма» О. Бергольц

Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади и ажурные мосты через Неву, многочисленные каналы. Исаакиевский собор и Петропавловская крепость. Шпиль Адмиралтейства и Большой Екатерининский дворец. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов. Здесь полились звуки музыки Глинки и Бородина. Но не только этим славен Санкт-Петербург. Есть событие, благодаря которому он навсегда останется в памяти людской, даже если померкнет вся позолота на его архитектурных памятниках. Это блокада Ленинграда. 27 января 1944 года – день, когда она была полностью снята. В этом году исполнилось 75 лет со дня окончания блокады.
27 января 1944 года – дата, которую знают и чтут не только ленинградцы. Мария Дмитриевна Шагаева и Татьяна Юрьевна Бастиан посвятили этому событию мероприятие, которое прошло в информационно-библиотечном центре. Они рассказали нам не столько о причинах и планах фашистов, сколько о тяжёлой жизни самих ленинградцев: стариков, женщин и, что самое страшное, детей…
Сердце сжималось в груди от душещипательных рассказов маленьких детей, ставших свидетелями голода, холода и смерти. Зачитывая воспоминания детей-участников блокады, мы пытались хоть на секунду прочувствовать холодящий ужас войны и голода… Моя история была о девочке, которая рассказывала, как в блокаду её маме приходилось убивать невинных животных, чтоб спастись от голода. Потом всю жизнь она прикармливала многих бездомных кошек и собак, искупая тем самым свою вину перед ними. Были и другие истории, наполненные страхом и болью. В библиотеке царила мёртвая тишина…
История Тани Савичевой поразила всех. На нас с фотографии смотрела совсем обычная 11-летняя ленинградская школьница. А ведь в блокаду она потеряла всех своих родных. Девочка вела свой дневник. В нём всего несколько страничек, но записи приводят в ужас многих взрослых вот уже 75 лет. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо год, день и час смерти каждого своего близкого человека. А последняя страница звучала так: «Умерли все, осталась одна Таня». В конце концов, девочку забрали и отправили в Горьковскую область в интернат, но по дороге Таня скончалась от истощения…
С каждым днём становилось все тяжелее и тяжелее. В сутки выдавалось 125 г хлеба иждивенцам, 250 г рабочим и бойцам на фронте. Да и хлеб пекли не из муки и дрожжей, а из опилок, клейстера, еловых веток и в лучшем случае туда могли добавить отруби. Но даже такой хлеб был самым вкусным и ценным. На него выдавались специальные карточки, без них человек не получал ничего. Случалось, если человек умирал, долгое время родственники скрывали этот факт и по его карточке получали дополнительное количество хлеба.
Ленинград был полностью отрезан от большой земли, и единственным спасением оставалась «дорога жизни» через Ладожское озеро по льду. Через него перевозили хлеб в город и эвакуировали людей. Часто лёд не выдерживал, и машины с людьми и хлебом проваливались под воду. Кому-то везло больше, и им удавалось проскочить. Да и город и сама «дорога жизни» подвергались бомбёжкам. Но все эти ужасы не сломили дух ленинградцев. Каждый знал, ради чего была эта жертва. Жертва во имя жизни всей страны!
Я восхищаюсь мужеством и стойкостью жителей этого удивительного города! Это мероприятие произвело на всех ребят сильное впечатление. Каждый из нас размышлял о ценности жизни, о хлебе, об отношениях между людьми. В конце мероприятия мы с классом сделали стенгазету и разместили её в библиотеке. Это лишь малая доля того, что мы можем сегодня сделать в память о тех страшных днях. Память вечна! И мы будем стараться нести эту память через поколения. Спасибо большое Марии Дмитриевне и Татьяне Юрьевне за такое мероприятие.
Филимонова Александра, 6 А кл.

Школа №2