Начальное общее образование
Основой для составления учебных планов являются следующие нормативные документы.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования: издание 4-е, переработанное. М.: «Просвещение», 2012.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 №ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;
- Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 № 48 (ред. от 26.12.2000) «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов».
- Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин./13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования».
Учебный план обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата по адаптированным основным общеобразовательным программам с составлен с учетом современных требований жизни общества, и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности обучающихся с ОВЗ.
При составлении учебных планов учтены специфика образовательного процесса, направления деятельности по реабилитации обучающихся с ОВЗ, требования действующего законодательства в области образования, а также все методические рекомендации, составленные на основе существовавших до 01.09. 2013г. законодательных нормативных правовых актов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана (инвариантная часть) определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Продолжительность учебного года на ступени начального общего образования составляет:
Класс |
Количество учебных недель |
1 класс |
33 |
Для учащихся 1 классов обучение производится с соблюдением следующих требований СанПиН 2.4.2.2821-10:
1) учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и в первую смену;
2) использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре – октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе – мае – по 4 урока по 40 минут каждый, 1 день – 5 уроков по 40 минут каждый);
3) организация в середине учебного дня динамической паузы, которая проводится в форме подвижной игры, экскурсии, музыкального занятия и т.д.;
4) в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы в феврале.
Структура учебного плана состоит из общеобразовательной и коррекционно-развивающей частей, которые содержат полный перечень общеобразовательных предметов, обеспечивающих дальнейшую преемственность на II ступени обучения (как в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, так и общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам).
Базовый компонент представлен следующими образовательными областями: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в начальных классах имеет коррекционно-развивающую направленность. В области методики учебные предметы адаптируются и преобразуются, приобретая коррекционно-развивающую направленность в связи с особенностями психофизического и личностного развития обучающихся на разных этапах обучения.
Часы, отведенные для занятий, включенных в коррекционно-развивающую область, в максимальную нагрузку не входят (Письмо МО РФ от 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин./13-03).
В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психофизического развития, а также восполнения пробелов в знаниях, проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Коррекционная подготовка предусматривает занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по формированию и развитию психических процессов. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп – 2 – 4 обучающихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25 – 30 мин., занятий по ЛФК до 45 мин.
Учебный план для 2 «А», 3 «А» классов разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и региональными нормативными документами.
Базисный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, включающей внеурочную деятельность. В обязательную часть общеобразовательного базисного учебного плана входят предметы разных областей в соответствии с программами УМК «Школа России»: Русский язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура. Иностранный язык изучается со 2-го класса – 2 часа в неделю. Физическая культура – 3 часа в неделю, за счет увеличения компонента образовательного учреждения и используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств воспитанников, внедрение современных систем физического воспитания. Часть базисного учебного плана, формируемая ОКОУ «Школа-интернат №2» г. Курска (в количестве 3 часов), обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей воспитанников. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки воспитанников (во 2 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10), использовано на увеличение учебных часов, отводимое на изучение учебных предметов обязательной части: Литературное чтение – 1 час, Математика – 1 час. Третий час компонента образовательного учреждения при 6-дневной неделе выделен на предмет Риторика.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по выбору воспитанника и с согласия его родителей (законных представителей) (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в следующих формах: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.п. Время, отводимое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки воспитанников.
На реализацию раздела «Внеурочная деятельность» отводится 1 класс- 330 часов в год, 2 класс – 340 часов в год, не более 10 часов на каждый класс. Для воспитанников 2, 3 классов продолжительность учебного года – 34 учебные недели, продолжительность урока составляет – 40 минут. Реализация учебного плана для 2 «А» класса осуществляется в режиме шестидневной недели. Рабочие программы по всем предметам учебного плана составлены на основе допущенных и утверждённых Министерством образования и науки РФ, оснащены учебниками из Перечня учебных изданий, утверждённого Министерством образования и науки РФ.
Учебный план 3- 4-х классов ОКОУ «Школа- интернат № 2» г. Курска составлен на основании региональных нормативных документов.
Учебный план ОКОУ «Школа- интернат № 2» г. Курска для специальных (коррекционных) VII вида составлен на основании Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования (Приказ Комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23 марта 2007г. в редакции приказа комитета образования и науки Курской области от 27.08.2012г., № 1-907) и приказа комитета образования и науки Курской области «О внесении изменений в региональный базисный учебный план» от 16.11.2012г. № 1-1194 , включает в себя обязательную и вариативную часть. По данному плану обучение осуществляется в 1 «б», 2 «б», 3 «б», 4 «б» классах, открыты на основании обследования детей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии по согласованию с Комитетом образования и науки Курской области.
В обязательную часть Регионального базисного учебного плана входят предметы разных областей в соответствии с программами «Школа России»: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир (человек, природа, общество) Изобразительное искусство, Технология, Музыка, Физическая культура, Иностранный язык. На основании Приказа № 1-312 от 27 апреля 2011г. «О внесении изменений в приказ комитета образования и науки Курской области от 05.10.2009г. № 1-965». Одной из важных первоначальных задач физического и общего воспитания ребёнка является укрепление его здоровья. Для детей с задержкой психического развития укрепление состояния здоровья, развитие и нормализация движений составляют единый и неразрывный процесс с коррекционным бучением. Учитывая особенности состояния психомоторики (сложных двигательных функций) отклонения в развитии двигательной сферы, нарушения активности, трудности переключения, координации и автоматизации движений, наличие синкинезий и выраженной быстрой истощаемости при задержке психического развития введён третий час для учебного предмета «Физическая культура».
В целях успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидация имеющихся и для предупреждения возможных пробелов со 2-го класса введены коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Указанное количество недельного часа входит в нагрузку не на каждого отдельного обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, так как занятия ведутся индивидуально или в группах (2-3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п).
Индивидуально-групповые коррекционные занятия находятся за пределами обязательной учебной нагрузки воспитанников.
Выбирая факультативные занятия, педагогический коллектив школы-интерната №2 отдал предпочтение курсу «Основы православной культуры». Необходимость изучения православной культуры в начальной школе обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развитие воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях.
Федеральный базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса -35-40 минут, для II-IV классов – 40 минут. Реализация данного учебного плана осуществляется в режиме пятидневной недели в 1 «б» классе, шестидневной – во 2 «б», 3 «б», 4 «б» классах. (В соответствии СанПиН 2.4.2. 2821-10).Обучение осуществляется в I смену.Время учебных занятий – с 9.00 до 12.20, перемены по 10 минут, после 3-го урока – 20 минут. Для обучающихся 1-го класса после второго урока проводится динамическая пауза продолжительностью 40 минут. Рабочие программ по всем предметам учебного плана составлены на основе допущенных и утверждённых Министерством образования и науки РФ, оснащены учебниками из Перечня учебных изданий, утвержденного Министерством образования и науки РФ.
Основное общее образование
Учебный план ОКОУ «Школа-интернат №2» г. Курска 5-9 классов составлен на основании регионального базисного учебного плана. Учебный план ОКОУ «Школа-интернат №2» г. Курска рассчитан на шести – дневную учебную неделю (не менее 34 учебных недель.). Федеральный компонент включает в себя базовые учебные предметы. Часы регионального компонента отведены для изучения следующих предметов: ОБЖ в 5-7, истории Курского края в 7-8 классах, основ православной культуры (факультативно) в 5–9 классах. Часы компонента образовательного учреждения в 5-7 классах отводятся на изучение предмета «Информатика и ИКТ». В 5-6 классах по одному часу отводится на изучение факультатива по иностранному языку «В будущее с иностранным языком» В 8 классе 1 час компонента ОУ отдан на предмет «Черчение», один час на факультатив «Мир компьютера. Проектная деятельность» и один час на факультатив «В будущее с иностранным языком». В 9 классе часы предмета «Технология» отводятся на предпрофильную подготовку на изучение курса «Слагаемые выбора профиля обучения», цель которого оказание психолого-педагогической поддержки в выборе пути дальнейшего образования и 2 часа на ориентационные и предметные курсы по выбору: Подготовка к ГИА по русскому языку и математике. Учитывая приоритетные направления образовательного процесса (социализация воспитанников, ориентация на здоровый образ жизни), по одному часу добавлено на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебный план ОКОУ «Школа-интернат №2» г. Курска для специальных (коррекционных) классов VII вида составлен на основании регионального базисного учебного плана (приказ комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23 марта 2007г.), и приказа Комитета образования и науки Курской области от 27.04.2011 г. №1-312 «О внесении изменений в приказ комитета образования и науки Курской области» от 05.10.2009 г.№1-965. Учебный план ОКОУ «Школа-интернат №2» г. Курска для специальных (коррекционных) классов VII вида рассчитан на 6-ти дневную учебную неделю (34 учебных недели). В 5-9 х классах коррекционные занятия (1 час) отводятся на занятия с психологом. Они направлены на развитие высших психических функций воспитанников. Для приобщения к культуре и традициям русского народа в данных классах введен факультатив «Основы православной культуры». Для воспитанников интернатного учреждения важным является развитие у них эмпатии, сочувствия, эмоциональной отзывчивости, чувство уверенности в себе. Поэтому факультативный курс «Основы православной культуры» в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами призван решать не только образовательные, воспитательные, но и коррекционно-развивающие и компенсаторные задачи.
Среднее общее образование
Учебный план для 10-11 ориентирован на двухлетний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования.
В 10-11 классах компонент ОУ распределен следующим образом: По одному часу добавлено на изучение учебных предметов:
- литература
- математика
- биология
- физика
- химия
- по 1 часу (по желанию воспитанников) факультативно на русский язык и математику для подготовки к сдаче ЕГЭ.
Учитывая приоритетные направления образовательного процесса (социализация воспитанников, ориентация на здоровый образ жизни), по одному часу добавлено на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Часы регионального компонента отведены для изучения следующих предметов: основ православной культуры (факультативно) и русского языка.
Учебный план основного общего образования ФГОС
Учебный план начального общего образования АООП
Учебный план начального общего образования ФГОС ОВЗ 6.1
Учебный план начального общего образования ФГОС ОВЗ 6.2
Учебный план начального общего образования ФГОС ОВЗ 6.3
Учебный план начального общего образования ФГОС ОВЗ 6.4
Учебный план начального общего образования